О школе смирения

03.04.2024
Просмотры: 186

«Смирение – это встать и уступить место, встать с самого главного места в своей жизни и уступить это место Богу, Который, заняв его, заполняет Собою всю твою жизнь, наполняя её смыслом, светом, надеждой и любовью».

Всечестная дорогая матушка-игумения Варвара, дорогие сестры нашей святой обители, всечестные отцы, дорогие братья и сестры, наши паломники, в эти дни Великого и спасительного поста я радуюсь тому, что мы все стали причастниками Святых Христовых Тайн, и сегодня за Божественной литургией Преждеосвященных Даров причастились Христовых Тайн.

Время Великого поста – это время всегда откровенного и прямого нашего разговора с нашей совестью, с нашей душой, это время не только глубокого размышления о сути своей жизни, это важное время принятия решений. Бывают такие времена, когда эти решения необходимо принять. И самым располагающимся к принятию решений сила и время являются именно эти дни Великого и спасительного поста.

И Великий пост – это не просто воздержание в пище и особая сугубая молитва, это наша расположенность к богомыслию, это наша расположенность к Небу, это такое состояние нашей души, когда она больше всего воспринимает Бога, Его волю, Его слово, Его образ в своей собственной жизни.

Бывают такие времена особой молитвы. Вот в эти дни мне пришлось много встречаться и общаться с людьми, которые находятся здесь временно или приехали в небольшой кратковременный отпуск из зоны специальной военной операции. И разговаривая с нашими воинами, мы о многом говорили. Но больше всего хотелось говорить о том, чем больше всего наполнены их собственные души и сердца – об общении с Богом.

И один из них рассказывает мне: мы приехали туда с нашими друзьями, ребятами, воинами, которые не часто переступали порог храма, хотя были и крещёные, и называли себя православными христианами, но вот такое горячее общение с Богом и познание Бога они почувствовали только там, совершая эту сугубую молитву не от страха, не от ужаса происходящего, не от боли своей собственной или своих однополчан, но от поиска всей своей душой правды Божией. От поиска всей своей душой правды Божией и присутствия Божиего.

Преподобный Силуан Афонский в своих поучениях говорил, что, даже если ты прочитаешь множество книг, даже если для тебя станут открытыми многие знания, и ты очень многое узнаешь, но душа твоя горделива, надменна, она никогда не сможет познать Бога. В особые времена: во времена испытаний или страданий, в том числе, и во время поста мы с особой откровенностью предстоим пред Богом, понимая и познавая расположение своей собственной души, расположение души к смирению и покорности воли Божией или ее твердого настояния на своей собственной гордости, которая говорит тебе: «все я знаю, все мне понятно и все мне известно».

 Вот эти ребята мне рассказывали: как только оказываешься в окопе, и ты понимаешь – всё, что ты знал до этого, и все, в чем ты был уверен до этого, оказывается совершенно пустым и никчемными, и не может помочь тебе. Но только тогда, когда ты смиряешься перед волей Божией, и когда ты всецело полагаешься на Него, только тогда в твоём сердце рождается и бодрость духа, и смелость, и настоящее мужество.

Вернусь к преподобному Силуану, который говорит: смиренная душа восприимчива к Богу, и через смиренную душу Дух Святой даёт познать человеку Самого Создателя. Смиренная душа — это не та, которая повержена пред Богом в своём отчаянии или повержена в неких своих заблуждениях. Смиренная душа – это та, которая ищет Его правды в себе. Правды Божией ищет в себе. И тогда Господь через эту смиренную душу открывает и даёт Свои многие блага. Как святитель Иоанн Златоуст говорит, что тот, кто смиренно трудится пред Богом и выполняет то, что надобно делать сейчас, приобретает от Бога великую помощь.

Время поста – это когда сейчас надо принять решение, и самое важное, и самое драгоценное сейчас обнаружить свою жажду по Боге, своё желание общения с Ним, сейчас обнаружить в себе место, которое ты мог бы уступить Ему, чтобы Он всегда был в твоей жизни. И это место, которое ты можешь уступить Ему возможно через наше собственное смирение перед Ним и покорность Его воле.

Смиренный человек – это человек сильный. И если кому-то кажется, что смирение — это ещё и некоторое проявление бессилия, слабости и отчаяния, то он очень сильно ошибается. Смирение – это встать и уступить место, встать с самого главного места в своей жизни и уступить это место Богу, Который, заняв его, заполняет Собою всю твою жизнь, наполняя её смыслом, светом, надеждой и любовью.

Эти дни Великого поста – очень убедительная и хорошая школа для того, чтобы научиться смирять свою плоть, побуждая её к посту, научиться смирять свой ум, побуждая его к молитве, научиться смирять свою душу, побуждая её к богомыслию. И через это смирение обрести, по слову преподобного Силуана, дыхание Божие в своей жизни, подлинное настоящее счастье и настоящую свободу от греха, страха, порока и смерти.

Дай, Господи, каждому из нас в эти дни святой Четыредесятницы, обретая опыт через смиренную покорность воли Божией, научиться живой молитве, искреннему общению с другими людьми, жажде слова Божьего, чтению Священного Писания, научиться каждому из нас познавать Бога не только умом, но познавать Его своей чистой душой и чистой совестью, познавать Его Божественную любовь через любовь к другим, служение другим, милосердие по отношению к другим, тогда и Его и милосердие, и любовь, и присутствие явят себя в нашей собственной жизни. Аминь.

 29 марта 2024 года. Георгиевский храм Георгиевского женского монастыря близ города Ессентуки.

 

186