О том, как поссориться с грехами

26.03.2024
Просмотры: 157

«Покаяние, и в особенности, исповедь, как свидетельство покаяния — это самое лучшее лекарство от этих совершенно лживых и опасных друзей, от наших грехов и страстей. Не бойся прямо назвать то, что ты сделал или то, в чём ты виновен. Не бойся услышать осуждение своей совести и не бойся, будь откровенным со своим духовником, как человек, который имеет немощи, приходит к врачу, и чем откровеннее и честнее он говорит о своей болезни, о том, что чувствует в себе, тем точнее будет назначенное лечение, и тем лучше и удачнее оно будет, и принесёт долгожданный плод».

Во имя Отца и Сына и Святого Духа. Аминь.

Слава Богу, слава Богу, мы имеем счастье собираться в стенах храма и вместе совершать молитву, и вместе приносить покаяние, и иметь живую надежду на великого и святого Бога, дающего всем нам Свои богатые милости. Слава Богу, в эти дни, совершая Великий и спасительный пост, мы всё глубже, честнее, искреннее, по-настоящему заглядываем внутрь своей собственной души, и много обнаруживаем там того, что является источником боли нашей жизни.

Хорошо, если обнаруживаем. Хорошо, если мы видим и знаем о своих грехах. Но если задуматься вопросом: из года в год, изо дня в день, (и часто приходится это слышать свидетельство, я полагаю, что многие из нас могли бы сказать тоже самое о себе), всё повторяется снова. Кажется, эти грехи совсем никуда не уходят. Они как будто бы таятся в нас. И если в течении определенного времени мы стараемся преодолеть их, то проходит ещё некоторое время, и всё это преодоление становится как не бывшим. Они никуда не деваются. Как же навсегда избавиться от них?

Буквально сегодня, размышляя об этом, встретил слова святителя Игнатия епископа Кавказского, моего благочестивого предшественника здесь, по Кавказской кафедре, который писал очень пронзительно и удивительно о том, как надо бороться со своими грехами. Он писал следующее: если ты подружился со своими грехами, то иди на исповедь. Исповедание, открытие своей души и своей совести своему духовнику – самое лучшее лекарство от греха, потому что тогда, - говорит он, - если ты в этом исповедуешься, то ты ссоришься со своими друзьями. Да, если ты подружился с грехами, стоит только открыть их присутствие своему духовнику – ты начинаешь ссориться со своими друзьями. И тогда, - говорит он, -эти друзья, узнав об этой ссоре, рано или поздно оставят тебя, и ты пойдёшь по пути ко Христу, и Господь согреет тебя Своей благодатью.

Потому что, - говорит, - эти самые грехи, которые иногда прилепляются к нашей жизни, и становятся как второй натурой, становятся как второй кожей, очень боятся обличения. Они очень боятся стать известными. Грехи внушают человеку лукавить и даже на исповеди не открывать себя, называть себя иными именами, некоторыми отдаленными намёками, но только прямо не назвать этот грех своим именем, чтобы остаться в душе человека, чтобы продолжить владеть им. Больше всего грех боится быть обнаруженным и названным. Тогда он, если бывает обнаружен и назван, бросает с тобой дружбу.

Гордый, - пишет святитель Игнатий, - и надменный человек, и тщеславный всячески скрывает грехи, боясь потерять своё имя. Иногда, да, действительно, так человек и боится: мол, в глазах другого окажусь не таким уж и хорошим, как стараюсь казаться. Мол, в глазах этого священника могу оказаться человеком не тем, за кого себя выдаю. Но на самом деле, за этой лживой опасностью, за этой лживой скрытностью прячется тень греха, поэтому он и продолжает, этот грех, водить с нами дружбу, что не хотим поссориться с этими друзьями.

Покаяние, и в особенности, исповедь, как свидетельство покаяния — это самое лучшее лекарство от этих совершенно лживых и опасных друзей, от наших грехов и страстей. Не бойся прямо назвать то, что ты сделал или то, в чём ты виновен. Не бойся услышать осуждение своей совести и не бойся, будь откровенным со своим духовником, как человек, который имеет немощи, приходит к врачу, и чем откровеннее и честнее он говорит о своей болезни, о том, что чувствует в себе, тем точнее будет назначенное лечение, и тем лучше и удачнее оно будет, и принесёт долгожданный плод.

Ты избавишься от болезней. Стыдных болезней не бывает. Бывает только болезнь. Как и грехов: всякий грех смертен, потому что всякий грех, какой бы он не был, и пусть никому не кажется, что они бывают великие или малые, открывает нашу душу не для света, а для тьмы. И всякий грех несёт в себе проклятие смерти. И в особенности, когда мы во время Великого поста вспоминаем свою жизнь, когда мы слышим множество примеров жизни других людей, какими они были, и какими они стали, когда мы читаем Священное Писание и вдохновляемся живым общением Господа и Спасителя Христа с простыми людьми, а значит и со мною, это самое лучшее и самое удобное время обнажить свою совесть перед Богом и Его свидетелем, духовником. Это самое лучшее время прекратить дружбу с друзьями лживыми и лукавыми, со своими грехами.

Пусть это размышление и примеры, которые привёл мне, а я вам, святитель Игнатий, послужат каждому из нас очень важным ответом на вопрос: так почему же я не могу измениться? Что мне мешает? Пусть эти слова святителя Игнатия станут для всех нас живым поводом для верного шага – назвать всё своими именами в себе самом сначала, а затем и духовнику во время таинства исповеди.

Пусть это размышление каждого из нас сделает человеком мужественным, решительным, и в конце концов, приведёт к тому, чтобы мы обрели новых друзей – добродетелей, которые не боятся обличения, а которые только радуются быть рядом с другими, не сами по себе, а вместе с нами. Чтобы мы обрели новых друзей – Саму Пречистую Владычицу нашу Богородицу и Приснодеву Марию, святых угодников Божиих, нашего небесного покровителя, святого, имя которого мы носим. Эта дружба куда лучше и надёжнее, эта дружба от временной к вечной жизни, в отличии от тех лживых друзей, которые от временной к проклятому аду ведут свою дружбу.

Дай, Господи, чтобы по молитвам и угодников Божиих и святителя Игнатия, которого сегодня вспоминаем, Господь помог нам быть людьми смелого, честного и настоящего слова, дела, любви, веры и надежды. Аминь.

20 марта 2024 года. Спасский кафедральный собор Пятигорска

157